Український науковий журнал

ОСВІТА РЕГІОНУ

ПОЛІТОЛОГІЯ ПСИХОЛОГІЯ КОМУНІКАЦІЇ

Університет "Україна"
Всеукраїнська асоціація політичних наук (ВАПН)

Формування компетенцій підтримки здоров’я у процесі фізичного виховання студентів спеціальних медичних груп ВНЗ





          Рыбачук Наталия Анатольевна,  доктор педагогических наук, профессор ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

         Алферова Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

        УДК. 376:4-056.36

 

Стаття розкриває теоретичні підходи і особливості формування компетенцій підтримки здоров'я у студентів спеціальних медичних груп вузу в процесі фізичного виховання. Представлена педагогічна модель формування компетенцій підтримки здоров'я. У статті наведено результати експерименту.

        Ключові словакомпетенції, компетентність, професійна готовність, підтримка здоров'я, спеціальні медичні групи.

 

        Статья раскрывает теоретические подходы и особенности формирования компетенций поддержания здоровья   у студентов специальных медицинских групп вуза в процессе физического воспитания. Представлена педагогическая модель формирования компетенций поддержания здоровья. В статье приведены результаты эксперимента.

      Ключевые слова: компетенции, компетентность, профессиональная готовность, поддержание здоровья, специальные медицинские группы.

 

       The article presents theoretical incomes and features competences forming health care of special medical institutional groups's students in process of physical education. The pedagogical model of forming competences health care is represented. The article includes experiment's results.

        Key words: competences, competence, professional readiness, health care, special medical groups.

 

     Актуальность исследования. Совершенствование подготовки профессиональных кадров связано с поддержанием здоровья, повышением работоспособности и адаптационных свойств личности. В этой связи главными компонентами физического воспитания являются адаптационный, заключающийся в самосохранении общества, и человекотворческий, связанный с саморазвитием человека. Взаимосвязь и взаимовлияние этих двух направлений способствуют реализации внешней функции физической культуры и физического воспитания, обеспечивая общество через двигательную деятельность индивида всем необходимым для его существования и развития.

Социально-экономическое и общественно-политическое переустройство всех сфер российского общества неизбежно влечет за собой изменения в духовной жизни людей, в мотивах их поведения, ценностных ориентациях, социальных установках. Перед системой высшего образования встает проблема перехода от традиционной педагогической парадигмы к обучению инновационного типа, что предполагает поддержание здоровья студентов, являющихся генетическим, культурным и профессиональным потенциалом нации.

Многочисленные исследования педагогов, психологов свидетельствуют о тенденциях ухудшения здоровья молодого поколения. С каждым годом растет количество студентов специальных медицинских групп, которое приближается к 50% от всего контингента обучающихся. Причины такого положения кроются в перегруженности студентов учебными занятиями, объем которых превышает физиологически допустимые нормы,  что неизбежно приводит к гипокинезии - антиподу двигательной активности.

Предмет «Физическая культура» с 1994 г. входит в качестве обязательной дисциплины в гуманитарный компонент государственного стандарта высшего профессионального образования, ценность которого должна проявляться через гармоничное развитие личности, ее духовное, физическое и психическое здоровье. Вместе с тем анализ научной литературы и педагогические исследования свидетельствуют о том, что физическое воспитание студентов не лишено серьезных недостатков. Поэтому содержательная сторона физического воспитания в вузах нуждается в существенной модернизации на основе гуманизации и компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе.

В соответствии с «Положением о врачебном контроле над лицами, занимающимися физкультурой», утвержденным Министерством здравоохранения (приказ № 986 от 4 ноября 1977 г.), учащихся учебных заведений, учитывая результаты медицинского обследования, уровень физического развития и подготовленности, определяют в следующие группы: основная, подготовительная, специальная (СМГ).

Ориентация на среднестатистического студента не приносит ощутимых результатов в формировании устойчивых интересов и социально важных мотивов (сохранение здоровья и поддержание двигательного режима в жизнедеятельности). Потребность общества к физической подготовленности будущих специалистов не соответствует содержанию учебной программы по совершенствованию физических качеств и приобретению специальных знаний по проблемам оздоровления.

Студенты СМГ не имеют достаточного опыта физической активности и недостаточно ориентированы на поддержание здоровья средствами физического воспитания. В процессе профессионального образования студентов СМГ по предмету «Физическая культура» игнорируется практико-ориентированная направленность формирования компетенций поддержания здоровья.

Анализ педагогической теории и практики позволил выделить противоречия между:

- потребностью современного российского общества в здоровых трудовых ресурсах и отсутствием адекватных социальных условий для формирования и сохранения здоровья как нации в целом, так и подрастающего поколения в особенности;

- требованиями, предъявляемыми обществом к подготовке конкурентоспособных специалистов, обладающих оптимальным уровнем физических кондиций, и недостаточно полной разработанностью подходов к их выполнению в системе высшего профессионального образования;

- потенциалом физической культуры в социокультурном развитии личности студента и ограниченным использованием его в процессе физического воспитания;

- целевыми установками позитивной мотивации у студентов СМГ к применению знаний о поддержании здоровья в жизнедеятельности и недостаточным методическим обеспечением этого процесса;

- необходимостью усиления естественнонаучных оснований компетентностного подхода в содержании физического воспитания студентов СМГ в вузе и отсутствием теоретических знаний по его проектированию и реализации.

Таким образом, сложившаяся в обществе и системе образования ситуация актуализирует необходимость модернизации традиционных подходов к проблеме сохранения и поддержания здоровья.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каким образом организовать процесс формирования компетенций для поддержания здоровья у студентов СМГ в практике физического воспитания в вузе? Как активизировать их потребностно-мотивационную сферу и процессы саморазвития, физической подготовленности? При каких условиях они могут быть результативными в процессе формирования названных компетенций?

       Объект исследования - процесс формирования компетенций поддержания здоровья у студентов специальных медицинских групп как компонента профессионально-личностной компетентности будущего специалиста (профессионала).

       Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования компетенций поддержания здоровья в процессе физического воспитания студентов специальных медицинских групп.

      Цель исследования - обосновать, разработать, проверить на практике теоретико-методологические подходы и организационно-педагогические условия формирования компетенций поддержания здоровья в процессе физического воспитания студентов специальных медицинских групп с направленностью на качественную подготовку специалистов высшего профессионального образования.

       Гипотеза исследования - процесс формирования компетенций поддержания здоровья у студентов специальных медицинских групп в физическом воспитании будет успешным, если осуществлять реализацию этого процесса на основе процессуальной модели совместной деятельности преподавателя и студента, которая будет ориентирована на модель поддержания здоровья человека с учетом его творческой индивидуальности. Студент в этом процессе выступает как объект и субъект воспитания, осуществляющегося посредством рефлексивного управления, включающего механизмы самосознания, самоанализа, самооценки, актуализации и процессы социокультурного развития личности.

Исходя из проблемы, гипотезы, объекта, предмета и цели определены   задачи исследования:

1. Уточнить сущность ключевого понятия «компетенции поддержания здоровья» и определить теоретико-методологические подходы к организации педагогического процесса для формирования компетенций поддержания здоровья у студентов СМГ.

2. Разработать, теоретически обосновать модель формирования компетенций поддержания здоровья  в процессе физического воспитания студентов СМГ с  точки зрения компетентностного подхода в образовании и проверить её эффективность в экспериментальной работе.

3. Определить направленность и содержание педагогического процесса физического воспитания студентов СМГ, отвечающих требованиям современного рынка труда к физическому ресурсу профессионала.

4. Организовать процесс формирования компетенций поддержания здоровья у студентов СМГ, который будет способствовать улучшению состояния здоровья и повышению уровня физической подготовленности личности с учетом профиля заболеваний.

5. Определить содержание, структурные компоненты, методику диагностирования компетенций поддержания здоровья в процессе физического воспитания студентов СМГ

6. Выявить основные этапы формирования и развития компетенций поддержания здоровья у студентов СМГ.

         Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, философской, социологической литературы, концепций, парадигм, сравнений, обобщений, моделирование общей и частных гипотез, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы); эмпирические (педагогическое моделирование, диагностирование потребностно-мотивационной сферы студентов СМГ, уровня физической подготовленности, уровня физического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко [1]; контент-анализ «кейсов здоровья», индивидуальных карт «здоровья», метод проектов, методы математической статистики).

         Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1) дополнено понятие «компетенции поддержания здоровья», его содержание, структурные компоненты, теоретически и экспериментально обоснована возможность его использования в педагогическом контексте;

2) выявлены этапы формирования, стадии саморазвития компетенций поддержания здоровья у студентов СМГ;

3) разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена педагогическая модель формирования компетенций поддержания здоровья у студентов СМГ на основе совместной деятельности преподавателя и студента, направленная на получение прогнозированного результата;

4) разработаны педагогические условия формирования компетенций поддержания здоровья: - программное обеспечение двигательной активности с учётом пола и индивидуальных особенностей моторики студента; - специально организованные ситуации, приводящие студентов к свободе выбора индивидуальных образовательных маршрутов в самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности; - самосовершенствование физических качеств с учетом информационно-деятельностного и субъектного подходов.

В педагогической модели представлены:

       - диагностирование компонентов компетенций поддержания здоровья. Проведение диагностических мероприятий: медицинский осмотр, определение базового уровня физической подготовленности по четырем контрольным заданиям (отжимание; опускание и поднятие туловища  в течение двух минут;  прыжок  в длину с места;  ходьба, чередующаяся с бегом в течение 12-ти минут по методике К. Купера) [2], определение уровня физического здоровья по методике Л.Г. Апанасенко, исходного уровня отношений к физкультурно-оздоровительной  деятельности (анкетирование);

- формирование ориентировочных представлений о поддержании здоровья средствами физического воспитания;

- формирование готовности к выполнению коррекционных действий;

        - выполнение действий по программе педагога;

- освоение компетенций поддержания здоровья;

        - итоговая диагностика и обратная связь.

После проведения эксперимента у девушек (табл.1) величина критерия Фишера φэмп. по всем вопросам анкеты превышает критическое значение φкр. = 1,64 на уровне значимости α ≤ 0,05, следовательно, можно говорить о достоверной положительной динамике уровня отношения к ФОД среди девушек.

Величина критерия Фишера φэмп. (табл. 2) с положительным отношением к ФОД по большинству вопросов анкеты превышает критическое значение    φкр. = 1,64 на уровне значимости α ≤ 0,05, следовательно, можно говорить о положительной динамике уровня отношения к ФОД среди юношей.

Для анализа динамики различий в уровнях физического здоровья экспериментальной и контрольной групп, оценки достоверности этих различий использовался критерий Фишера (табл.3).

При этом был совершен переход к дихотомической шкале. Респонденты разделены на две группы. 

Доля девушек с положительным отношением к ФОД после окончания эксперимента, (nэкс. = 170, nконтр = 170)

Таблица 2

Доля юношей с положительным отношением к ФОД после окончания

эксперимента (nэкс. = 158, nконтр = 158)

В первую группу вошли респонденты с уровнем здоровья «выше среднего» и «высокий». Во вторую - респонденты с уровнем здоровья «низкий», «ниже среднего» и «средний».

На начальном этапе эксперимента (2004 г.) критерий Фишера φэмп. был ниже критического (табл. 4) значения φкр. = 1,64 на уровне значимости α ≥ 0,05, следовательно, показатели физического здоровья экспериментальной и контрольной групп не различались.

В конце эксперимента (2006 г.) как для девушек (φэмп. = 2,553), так и для юношей (φэмп. = 2,472) критерий Фишера превысил критическое значение, что указывает на появление значимых различий в показателях экспериментальной и контрольной групп.

Анализ сформированности компетенций поддержания здоровья в результате исследования позволил выявить следующие стадии:  1) стартовая (студент самостоятельно не занимается физическими упражнениями, нерегулярное посещение занятий по физическому воспитанию; мотивы к самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности существуют в виде неопределённых желаний и целей, просматривается мотив занятий только за зачет по предмету; уровень физической подготовленности низкий); 2) стадия реализации - студент кроме посещения занятий по предмету самостоятельно посещает тренировочные занятия в клубе, спортивной секции университета, интересуется информацией по методике самостоятельных занятий, выходит на индивидуальный оздоровительный проект, самостоятельно добывает нужную информацию, владеет диагностическими навыками самоконтроля, умеет регулировать объём и интенсивность физических упражнений. Появляются внутренние мотивы к повышению индивидуального уровня физической подготовленности. Уровни сформированности физических качеств переходят из низкого уровня на более высокие - «ниже среднего», «средний», «хороший»; 3) стадия стабильности - студент регулярно помимо занятий (5-6 раз в неделю) самостоятельно занимается физическими упражнениями, использует в программе занятий знания по оздоровительной тренировке, самостоятельно и обоснованно формирует цели и задачи самообразования в сфере поддержания здоровья, планирует и осуществляет самоконтроль динамики физической подготовленности. Уровень сформированности физических качеств переходит на уровни «хороший», «отличный».

На каждой стадии меняются функции педагога.  На «стартовой» стадии его функция - координирующая. На стадии «реализации» функция преподавателя варьируется от информационно-посреднической до контролирующей. На стадии «стабилизации» помощь преподавателя сводится к мониторингу и экспертизе полученных результатов на предмет соответствия запланированных «зон ближайшего развития физической подготовленности» и возможной их коррекции.

Основные результаты исследования:

1. Понятие «компетенции поддержания здоровья» определяется как овладение методико-практическими знаниями, двигательными умениями, навыками, применяя средства физического воспитания для поддержания физической активности и совершенствования физической подготовленности. Совершенствование физической подготовленности предполагает самоактуализацию в предметной области физической культуры.

2. Педагогический  процесс формирования компетенций поддержания здоровья у студентов СМГ  направлен на формирование и развитие теоретических знаний, практических умений, самореализацию в сфере физической культуры для поддержания своего здоровья.  

4. Определены структурные компоненты компетенций поддержания здоровья (потребностно-мотивационный, гностический, проектировочный, коммуникативный, деятельностный), содержание, методика диагностирования (уровень физической подготовленности студентов СМГ, уровень физического здоровья, состояние потребностно-мотивационной сферы). Выявлены и описаны стадии формирования компетенций (стартовая, реализации, стабильности).

4. Разработана модель формирования компетенций поддержания здоровья, основанная на совместной деятельности преподавателя и студента в следующих областях: диагностирование компетенций поддержания здоровья; формирование ориентировочных представлений о поддержании здоровья средствами физического воспитания; формирование готовности к выполнению коррекционных действий; выполнение действий по программе педагога; освоение компетенций поддержания здоровья; итоговая диагностика и обратная связь. Экспериментально доказана её эффективность в работе по совершенствованию физической подготовленности и позитивными изменениями в потребностно-мотивационной сфере студентов СМГ с ценностной переориентацией на поддержание здоровья.         

       5. Экспериментально проверена эффективность формирования компетенций поддержания здоровья у студентов СМГ при разработанных определенных условиях: программное обеспечение двигательной активности с учётом пола и индивидуальных особенностей моторики студента; специально организованные ситуации, приводящие студентов к свободе выбора индивидуальных образовательных маршрутов в самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности; - самосовершенствование физических качеств с учетом информационно-деятельностного и субъектного подходов.



Номер сторінки у виданні: 246

Повернутися до списку новин