Український науковий журнал

ОСВІТА РЕГІОНУ

ПОЛІТОЛОГІЯ ПСИХОЛОГІЯ КОМУНІКАЦІЇ

Університет "Україна"
Всеукраїнська асоціація політичних наук (ВАПН)

Аббасидський халіфат і Сельджукіди в міжнародних відносинах ХІІ ст.





         Егяна А.Гезалова, к.и.н., доцент Бакинского Государственного Университета
УДК 327

 

         В статті розглядаються особливосі міжнародних відносин, які склалися унаслідок походів сельджуків і виникнення мусульманських держав. А саме - аналізуються взаємозв'язки Аббасидського халіфату з Візантією.
         Ключові слова: аббасидський халіфат, Сельджукіди, міжнародні відносини.

 

         В статье рассматриваются особенности международных отношений, сложившиеся в следствие походов сельджуков и возникновения мусульманских государств. В частности анализируются взаимосвязи Аббасидского халифата и Византии.
        
Ключевые слова: аббасидский халифат, Сельджукиды, международные отношения.

 

         Within 12th century there was a severe struggle between Abbasid's and Seljuks for superiority in the Muslim world. It was time of crusades, and Abbasids instead of organizing struggle against crusades, struggled against Seljuks. This struggle has weakened Caliphate and Seljuks empire.
        
Key words: Abbasid's Caliphate, Yegana Gezalova, the international relations.

 

       Сельджукские походы и образование сельджукского государства являются одним из важнейших этапов в истории международных отношений средневековья. Во-первых, в ходе этих событий происходили самые тесные отношения сельджуков с Византией; с другой стороны, они оказали большое влияние на взаимоотношения между мусульманскими государствами. И наконец, именно в этот период борьба за стратегически важные регионы втягивает в свою орбиту сельджуков, Аббасидский халифат, Византийскую империю, западноевропейские государства и папство, с одной стороны, и местные государства, образовавшихся в этих регионах, с другой.
        Борьба Аббасидского халифата за возвращение утраченных политических прав и преобладание в Передней Азии занимает особое место в международных отношениях XII века. Как известно, еще в X веке Аббасиды фактически лишились политической власти (945 год), а с 1055 года, когда сельджуки положили конец государству Буидов, положение халифов существенно не изменились - за ними оставлялась лишь духовная власть. Но Аббасиды XII века резко отличались своим политическим потенциалом от Аббасидов X- XI вв.: во-первых, веротерпимые сунниты-Сельджукиды в отличие от Буидов, покровительствовавших шиитам, относились к халифам более уважительно. С другой стороны, Сельджукская держава, даже в период своего расцвета, не была прочным государством, и междоусобная борьба здесь началась уже после смерти великого султана Малик-шаха (1092 год). Это обстоятельство также отвлекало внимание Сельджукидов от Аббасидских халифов и играло им на руку, которые всячески пользовались этой борьбой.
        В течение нескольких лет после смерти Малик-шаха, от центральной власти верховного султана стали независимы сельджукские правители Сирии, Кермана, Рума; ожесточилась борьба за престол верховного султана. Именно тогда и началось активное участие халифов в этой междоусобице. В борьбе за верховную власть между великим султаном Санджаром (1117-1157) и его племянником Иракским султаном Махмудом (1117-1131), халиф ал-Мустаршид (1118-1135) смог извлечь выгоду и в 1126 году между ним и Махмудом был заключён союз против Санджара (1, VIII, с.321; 2, V, с.109). Большой интерес для нас представляет послание султана Санджара, узнавшего об этом союзе, своему племяннику; в этом послании очень чётко определена цель политики Аббасидов в отношении сельджуков, которая продолжалась и в последующие годы. Так, предостерегая Махмуда от казней ал-Мустаршида, Санджар предупреждает, что «если ты с ним вступишь в союз против меня, сначала он отделается от меня, а потом и вступит против тебя» (3, л.55а).
        После смерти Махмуда, в продолжении своей политики, халиф ал-Мустаршид заключил союз с Сельджук-шахом, другим племянником Санджара и претендентом на Иракский престол (1,VIII, с.335). Это была ещё одна попытка халифа освободиться от политической зависимости сельджуков и добиться их ослабления. Ещё одним смелым шагом ал-Мустаршида стало его распоряжение о прекращении упоминания имени Санджара в хутбе. Как отмечает академик З.М.Буниятов, этим распоряжением «халиф ал-Мустаршид объявил себя единоличным властителем Ирака» (4, с.25).
        В течение 1132-1133 гг. халиф то и делал, что всячески поддерживал то одного, то другого сельджукского принца в их междоусобной борьбе. В своих политических интригах кроме сельджукских принцев, ал-Мустаршид использовал и тюркских военачальников; он принимал их на службу и одаривал ценными подарками. Именно полагаясь на поддержку этих эмиров ал-Мустаршид в 1135 году начал войну против Иракского султана Масуда (1135-1152) и проиграл её. Эта была первая и плачевно закончившаяся попытка Аббасидского халифа прямо, без всяких прикрытий, выступить против Иракского султана.
        После убийства ал-Мустаршида (1135 год) его сын ал-Рашид (1135-1136) продолжал политику своего отца и противодействовал сельджукским султанам. Именно в правление этого халифа Багдад превратился в центр коалиции против Иракского султаната. В этой коалиции участвовали сельджукский принц Давуд, владетель Мосула атабек Зенги, а также правители Казвина, Фарса, Исфахана. Но противоречия среди участников коалиции привели к её поражению. Участь халифа ар-Рашида была, как и у отца: после того, как халиф покинул Багдад, в 1138 году он был убит исмаилитами (1, VIII, с.361-362; 6, с.54).
        Интересен тот факт, что все привилегии и права, утраченные халифом ар-Рашидом, а именно, право назначать везиров, кадиев и др. чиновников Халифата, удалось вернуть себе именно халифу ар-Муктафи (1136-1160), считавшимся наиболее приемлемым «эмиром верующих» для великого султана Санджара и султана Масуда. А после смерти Масуда (1152 год) халиф ал-Муктафи усилил свою власть в Ираке и перестал считаться с султаном Мухаммадом (1152-1159), новым государем Иракского султаната. К 1156 году в Багдаде образовалась новая коалиция против султаната, в состав которой кроме халифа, вошли также претендент на Иракский престол Сулайманшах, эмири Шамс ад-Дин Илдениз, Арслан-Апа, Фахрад-Дин Зенги и др.
        В этот период в междоусобной борьбе Сельджукидов начинает активно участвовать атабек Шамс ад-Дин Илдениз, правитель почти всего Азербайджана. Багдад полагался на него, так как именно Шамс ад-Дин Илдениз своим походом на Хамадан мог отвлечь внимание султана Мухаммада, осадившего в 1157 году Багдад. И халиф не просчитался: узнав о походе на Хамадан, султан действительно снял осаду Багдада и начал войну против Илдениза (2, V, с.156; 3, л.79б-80а). Война закончилась поражением атабека Шамс ад-Дина, который был прощён султаном и назначен правителем Аррана (Северного Азербайджана). Смерть султана Мухаммада также спасла Багдад от второго похода этого государя.
         Знаменательно, что после возведения на султанский престол Арслан-шаха (1160-1176), атабеком которого был Шамс ад-Дин Илдениз, Багдадский халиф был вынужден считаться с тем, что в Иракском султанате возникла сильная власть в лице азербайджанской династии Илденизидов. К этому времени великого сельджукского султана Санджара уже не было в живых, а с 1160 года сельджукские султаны утратили реальную власть в Иракском государстве, так как «династия Илденизидов была создана в первую очередь не для управления Азербайджаном, т.е. своим наследственным владением-доменом, а для руководства Иракским государством» (7, с.192-193).
         Вполне понятно, что это обстоятельство не могло устраивать Аббасидов и поэтому ал-Мустанджид (1160-1170) отказался признать Арслан-шаха султаном (1, IX, с.73). Образовался союз недовольных эмиров во главе с халифом против нового султана, а на деле против участников этого союза и за расширение владений Иракского султаната заняла больше десяти лет (1161-1175) и в результате этой борьбы Шамс ад-Дин Илдениз подчинил своей власти территорию от Кавказских гор до Персидского залива. Хотя Аббасиды также упрочили свой международный авторитет после падения Фатимидского халифата (1171 год).
         Таким образом, благодаря военному и политическому авторитету, дипломатическим способностям и даровитости государственного деятеля Шамс ад-Дина Илдениза, Иракский султанат становится самым могущественным государством Передней Азии и опасным противником Аббасидского халифата. Не случайно, что сын Шамс ад-Дина атабек Джахан Пахлаван (1175-1186) постоянно получал от халифов всякие почести и вёл независимую от Багдада политику (3, с.97б). Независимость атабека не только от Багдада, но и от самых сельджукских султанов доказывает и тот факт, что Джахан Пахлаван ни разу не просил халифа ан-Насира (1180-1225) признать Тогрула III (1176-1191) султаном, атабеком которого он являлся.
         Но, как и в других феодальных государствах XII века, в Иракском султанате наличие сильной власти не могло остановить процесс децентрализации и междоусобицы. Уже после смерти Джахан Пахлавана власть Илденизидов сильно пошатнулась из-за разногласий между наследниками Джахан Пахлавана, с одной стороны, и Кызыл-Арсланом и сельджукским султаном Тогрулом III, с другой. Разумеется, Аббасидский халиф также участвовал в этой борьбе. Халиф ан-Насир считая султана Тогрула III более опасным противником, принял сторону атабека Кызыл Арслана (1186-1191). В начале 1188 года халиф отправил большую армию на помощь атабеку против султана (3, л.100б), а во время второго выступления армия халифа заняла Хамадан (декабрь 1188 года). Здесь же ан-Насир назначил Кызыл Арслана своим наместником; в 1191 году в Багдаде халиф огласил хутбу с именем Кызыл Арслана (1, IX, с.218).
         Султан Тогрул III действительно являлся опасным противником для многих политических сил. Особенно после смерти Кызыл Арслана он становится главнейшим врагом халифа ан-Насира в Иракском султанате. Но последний был искусным дипломатом и почти всегда находил возможность натравить на своего врага. Султан Тогрул III был убит в бою с хорезмийцами (1194 год) (3, л.109б; 1, IX, с.230) и его смерть положила конец Иракскому сельджукскому султанату, в последние годы своего существования находившийся в руках Илденизидов. Халиф ан-Насир, будучи главой и оплотом ортодоксального Ислама, в своих политических целях не избегал даже от помощи исмаилитов, яростных шиитов, в государстве которых широко практиковались политические убийства (8).
          В то время как Аббасиды были заняты расширением своих владений и политического влияния, мусульманский мир, точнее Зенгиды и Аййубиды боролись против крестоносцев. А ведь защита этого мира была прямой обязанностью именно «эмира верующих».
В неразборчивости своих союзников халифа ан-Насира говорит и тот факт, что после уничтожения Иракского сельджукского султаната и Илденизидов, для борьбы со своим новым врагом - государством Хорезмшахов, «эмир правоверных» всего мусульманского мира решил использовать монголов. Об этом с горечью пишут средневековые мусульманские авторы (1, IX, с. 361; 9, III, с.136). Но Аббасиды просчитались в своих политических интригах: монголы, в отличие от сельджуков, не стали церемониться с халифами и пренебрегая дипломатическими уловками и политическими играми, военным путем положили конец Аббасидскому халифату (1225 год).
          Конечно, причины упадка Аббасидского халифата кроятся не только в характере его внешней политики. Социально-экономические, политические процессы, с одной стороны, сложная международная обстановка, которая также отчасти была связана с этими процессами, с другой, положили конец существованию этого феодального государства. Но важно отметить, что активная внешняя политика поздних Аббасидов требовала больших ресурсов; а они не компенсировались соответственными результатами этих усилий, и такая политика приводила к «замкнутому кругу».



Номер сторінки у виданні: 13

Повернутися до списку новин