Український науковий журнал

ОСВІТА РЕГІОНУ

ПОЛІТОЛОГІЯ ПСИХОЛОГІЯ КОМУНІКАЦІЇ

Університет "Україна"
Всеукраїнська асоціація політичних наук (ВАПН)

Зміни критеріальних показників компетентності у сфері «здоров’я - освіти» учасників експерименту студентів середніх спеціальних навчальних закладів





         Алферова Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

         Рыбачук Павел Юрьевич, аспирант Адыгейского государственного университета
         УДК 378.2

 

        В результаті дисертційного дослідження визначені критеіальні показники компетентності в галузі освіти-здоров'я людини: ціннісні орієнтації; потреби у фізичній активності.
       
Ключові словакомпетентності, збереження здоров'я, освітянсько-оздоровче середовище, стратегічні напрямки освіти - здоров'я

 

       В результате диссертационного исследования определены критериальные показатели компетентности здоровьеобразования: ценностные ориентации; потребности в физической активности.
      
Ключевые слова: компетентности, сохранение здоровья, образовательно-оздоровительная среда, стратегические направления здоровьеобразования.

 

        In a result of dissertational research the following criterions indices of competences health care are exposed: values (level of physical and psychical health); necessities in physical activity.
       
Key words: competence, health care, educational and health-improving space, strategies of healtheducation.

 

       В диссертационном исследовании представлена методика и организация педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент выступал основным методом исследования, в котором решались поставленные задачи и проверялась выдвинутая гипотеза. В соответствии с классификацией Б.А. Ашмарина [1] эксперимент был сравнительным (его направленность), открытым (по осведомленности испытуемых) и параллельным (логическая схема доказательства). При формировании контингента экспериментальных и контрольных групп учитывался возраст, уровень физической и функциональной подготовленности студентов, имеющиеся отклонения в состоянии здоровья, рекомендации врача и пожелания студентов.
        Для объективной оценки отношения студентов - участников эксперимента к ценностям здоровья проанализировано 138 матриц наблюдения на начальном и завершающем этапах (в связи с допущенными ошибками выбракованы 25 матриц на начальном и 17 - на завершающем этапе эксперимента).
         По каждому показателю, включенному в перечень наблюдаемых (отсутствие - присутствие вредных привычек; соблюдение режима дня, учебы, питания; использование физических упражнений и др.), проводилось ранжирование. Суммирование полученных по каждому критерию показателей подтверждает увеличение числа студентов экспериментальной группы, имеющих высокий уровень принятия ценностей здоровья с 42,1% до 58,3%; за счет уменьшения наполняемости групп, имеющих средний и низкий уровни, с 44,6% до 34,8% и с 13,3% до 7,0% соответственно.
        В контрольной группе «низкий» и средний уровни освоения ценностей здоровья к концу эксперимента повысились с 41% до 45%, с 34% до 35%.
        Показатель «высокого» уровня снизился с 25% до 20%. Анализ результатов (табл. 1) длительных еженедельных наблюдений кураторов подтверждает случаи физической активности студентов. Только 4% имеют низкий уровень освоения ценностей здоровья.

       При обработке данных четырех контрольных упражнений применялись методы математической статистики для количественного анализа экспериментальных данных. При анализе данных, характеризующихся метрической шкалой измерений, вычислялись, учитывались и использовались следующие статистические характеристики, константы и критерии, такие, как X - среднее арифметическое; g - среднее квадратическое отклонение; n - объем выборки; P - показатель вероятности того, что выборки испытуемых существенно не различаются по сравниваемому признаку (табл. 2).
        Установлено, что в начале эксперимента 31,6 % участников контрольной и 16, 7 % экспериментальной группы оценили уровень своей физической подготовленности выше среднего (табл. 3). 42,1 % испытуемых контрольной группы и 62,5 % студентов экспериментальной группы дали среднюю оценку своей физической подготовленности. 26,3% и 20,8 % соответственно оценили свою физическую подготовленность ниже среднего. Среди респондентов обеих групп нет лиц, которые дали высокую или низкую оценку уровню своей физической подготовленности испытуемых контрольной группы, оценивающих свою физическую подго-товленность выше среднего - от 31,6% до 10,5 %.
        Вместе с этим увеличилась доля лиц, давших своей физической подготовленности среднюю оценку - от 42,1% до 63,2 %. В экспериментальной группе студенты оценили уровень своей физической подготовленности «выше среднего» - от 16,7% до 25,0 %. Наряду с этим уменьшилось количество испытуемых с физической подготовленностью на уровне «ниже среднего» - от 20,8% до 12,5%.
Анализ многочисленных исследований в различных регионах России базового питания учащейся молодежи показывают ухудшение его структуры и дисбаланс химического состава суточных наборов пищевых продуктов [2].

        Рацион питания должен включать все пищевые вещества в определенном сбалансированном соотношении, соответствующем физиологическим нормам их потребления.
        В изучении адекватности фактического индивидуального питания принимали участие подростки 15-17 лет, обучающиеся в Института неполного среднего профессионального образования (ИНСПО) на базе КубГУ. Энергозатраты у учащихся определялись хронометражно-табличным методом. При этом учитывались все виды деятельности за сутки, включая занятия по физической культуре, тренировки и другие виды физической активности.
        Анализ среднесуточного расхода энергии учащихся показал, что их энергозатраты были ниже физиологической нормы в среднем на 300 ккал, что свидетельствует о гиподинамии, имеющей место в режиме дня подростков. Увеличение учебного времени привело к снижению их двигательной активности.
        Составляя таблицу собственного суточного меню по приемам пищи в течение недели, учащиеся приводили фактическое питание в соответствие с основными принципами рационального и сбалансированного. Оценивался каждый прием пищи, индивидуальные вкусовые предпочтения подростков. На основании полученных данных выводились средние значения энергозатрат, которые и брались за основу.
Как показали результаты проведенных исследований, количественные и качественные характеристики набора продуктов в рационах питания учащихся довольно однообразны, ассортимент потребляемых продуктов ограничен.
       В связи с этим сама структура ассортимента пищевых продуктов в суточных рационах уже предполагает несоответствие реального питания условиям сбалансированного. Это подтверждается результатами анализа адекватности суточных рационов по энергетической ценности и сбалансированности по отдельным группам ингредиентов химического состава.
Химический состав рационов питания учащихся по основным пищевым веществам (табл. 4) показал завышенное содержание общего количества белка на 13,8% по сравнению с физиологической нормой. Так как белки являются носителями аминокислот, то избыток общего количества белка в фактическом питании подростков может привести к дисбалансу аминокислот и, как следствие, возникновению алиментарной анемии.

       При составлении рационов питания следует принимать во внимание сбалансированность основных ингредиентов и эссенциальных пищевых веществ.
         Анализируя содержание витаминов в рационах питания подростков, необходимо учитывать избыточное потребление белков (имеющее место в изучаемых рационах), вызывающее снижение усвояемости витаминов.
Результаты анализа минерального состава рационов показали несоответствие содержания изучаемых макро- и микроэлементов существующим физиологическим нормам.
        Индивидуальные исследования рационов фактического питания студентов ИНСПО на базе КубГУ показали, что их питание имеет серьезные диетические нарушения, что связано со структурой предпочитаемых продуктов и блюд. Выявлено потребление подростками большого количества хлебо-булочных, мучных изделий, что привело к формированию углеводной направленности рационов питания. Именно нерационально построенное домашнее питание и вкусовые привычки учащихся, не соответствующие принципам сбалансированного питания, приводят к дисбалансу химического состава и нарушению соотношений основных и эссенциальных пищевых веществ в рационах.
        Выводы. 1. Образовательно - оздоровительное пространство физического воспитания среднего специального учебного заведения состоит из специально структурированных участков, имеющих пространственно-временные и событийные характеристики, которые обеспечивают формирование отношений к физкультурно-оздоровительным мероприятиям, физической активности и способствуют приобретению теоретико-практических знаний здоровьесохранения.
        2. Образовательно - оздоровительное пространство физического воспитания среднего специального учебного заведения включает реальное (предметная среда - здания, постройки, природно-климатические условия и др.) и виртуальное пространство (ощущение своего зала, стадиона, принадлежности к определенному коллективу и т.д.), позволяющее моделировать отношения и взаимодействия субъектов системы физического воспитания, корректировать ее, способствует познанию ценностей физической культуры; создавая педагогические условия потенцирования студента к достижению физического совершенства, обеспечивает самооактуализацию в процессе физического  самовоспитания и здоровьесохранения.
       3. Общая логика построения образовательно-оздоровительного пространства физического воспитания в условиях среднего специального учебного заведения обеспечивает входной контроль, получение и транслирование представлений о перспективе, реализацию резонансной стратегии, стабилизацию активной тактики и позиции, анализ ситуации для обеспечения циклического повторения всех стадий, начиная со второй.
       4. Успешность воздействия образовательно - оздоровительного пространства физического воспитания в условиях среднего специального учебного заведения возрастает при внедрении модели системы здоровьеобразования, что обеспечивает эффективное освоение компетентностей в области здоровьеобразования, мыслительную и деятельностную составляющие, формирует физическую, коммуникативную и эмоциональную компетентности.
        5. Компонентный состав модели процесса здоровьеобразования представляет собой:
          - формирование индивидуальных потребностей студента на основе знаний, возможностей и особенностей соматического, психического, интеллектуального, духовного и социального здоровья;
         - обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического статуса организма в жизнедеятельности;
        - формирование духовно-нравственных и социальных ориентиров, определяющих здоровье и благополучие студента в жизнедеятельности, создание индивидуального способа сохранения здоровья.
        6. «Здоровьеобразование» - интеллектуальная подготовка студентов, направленная на освоение компетентностей, выявление и развитие физических способностей, знаний, умений и навыков самоуправления физическим состоянием и двигательной активностью в жизнедеятельности. Целевой установкой здоровьеобразования студентов является освоение соответствующих физических, коммуникативных, эмоциональных компетентностей, в том числе и здоровьеобразующих. «Компетентность здоровьеобразования» представляет собой личностное образование, позволяющее человеку мобилизовать имеющийся биологический, психологический и личностный потенциал для сохранения здоровья.
        7. В результате диссертационного исследования определены критериальные показатели компетентности здоровьеобразования:
        - ценностные ориентации (уровень физического и психического здоровья, осознание собственного физического Я, своей телесной природы);
      - потребности в физической активности (способность студента управлять физическим состоянием, подготовленностью, работоспособностью);
       - активность в приобретении знаний об использовании средств физи-ческого воспитания с целью актуализации двигательных потенциалов;
       - способность дифференцированно использовать субъективный опыт, приобретенный в результате освоения компетентностей здоровьеобразования.
       8. Компетентностное здоровьеобразование в образовательно-оздорови-тельном пространстве физического воспитания в условиях среднего специального учебного заведения обеспечивает:
        - изменение ценностных восприятий студентов, возрастание потребностей в методико-практических знаниях по использованию средств физического воспитания для самосовершенствования, физической самореализации;
       - при возрастании числа студентов с позитивным отношением снижение числа равнодушных студентов и устранение группы отрицательно относящихся к предмету«Физическая культура»;
        - проявление внимания студентов к физическим упражнениям, играм и прогулкам в структуре времяпрепровождения и интересов;
       - активность в приобретении теоретическо-методических знаний в процессе физического воспитания в оздоровительной и спортивной деятельности.
       9. Системный эффект компетентностного здоровьеобразования в процессе физического воспитания студентов в условиях среднего специального учебного заведения проявляется в повышении уровня физической подготовленности: динамики результатов в выполнении теста Купера, сгибании и разгибании рук в упоре лежа, подтягивании на перекладине (у юношей), в поднимании и опускании туловища, в прыжках в длину с места, в приросте индекса Руфье.
       10. Оценка структуры и химического состава индивидуальных рационов фактического питания учащихся 15-17 лет обнаруживает значительные отклонения в содержании и соотношении основных и эссенциальных пищевых веществ. Выявленные диетические нарушения позволили подросткам создать базовую модель рациона со сбалансированным химическим составом для своей возрастной группы с учетом принципов рационального питания и рекомендаций ведущих диетологов.


Номер сторінки у виданні: 218

Повернутися до списку новин