Український науковий журнал

ОСВІТА РЕГІОНУ

ПОЛІТОЛОГІЯ ПСИХОЛОГІЯ КОМУНІКАЦІЇ

Університет "Україна"
Всеукраїнська асоціація політичних наук (ВАПН)

Куда стремится, по отношению к лицу и личности, современный, «глобальный» человек? Предварительная попытка диагноза и прогноза





                Войцех Помыкало, доктор педагогических, кандидат философских наук, профессор, президент Фонда «Инновация» (Польша, г. Варшава)

УДК 316

 

В статті автор аналізує психологічні та моральні зміни «глобальної» людини, а також можливі шляхи управління сучасною глобальною кризою.

Ключові слова: особистість, психологічні зміни, глобальна криза, управління кризою.

 

В статье автор анализирует психологические и нравственные изменения «глобального» человека, а также возможные пути управления современным глобальным кризисом.

Ключевые слова: личность, психологические перемены, глобальный кризис, управление кризисом.

 

Psychological and moral changes of the «global» person, and also probable ways of management are analyzed by modern global crisis.

Key words: the person, psychological changes, global crisis, management of crisis

 

Современный глобальный кризис - несмотря на то, что он длится уже несколько лет - фактически остается неизученным. Существуют многие теории по этой теме, разные мнения ученых и практиков. Но нет между ними согласия по фундаментальным темам этой области.

Аналитики кризиса находятся под огромным влиянием преобразования явлений, присущих кризису 1929-1933 гг. Такой вид анализа скорее «замазывает» эту проблему, чем решает ее. Прежде всего, современный кризис более структуральный и системный и в значительной степени касается внеэкономических областей, особенно личных и личностных преобразований - в отличие от того, что имело место в 1929-1933 гг.

Это связано с тем, что кризис является намного более продолжительным, чем его предшественник. Легкий рост конъюнктуры в отдельных частях мира, с таким кризисом (как, например, в Польше), совсем не означает его преодоления, даже если так кажется.

Современное управление, которое намерено вывести мир из этого кризиса, является убогим и, как правило, неэффективным. Управленческие науки должны учесть это при программировании своих задач на последующие десятилетия XXI века.

 

1. Современный кризис в глазах ученых

В современном мире все больше обвиняют традиционную экономику в отсутствии диагноза современного кризиса и в отсутствии идей, как его преодолеть.

Профессор Дан Ариэлы (2010, стр.29-31) из Университета Дьюка в Северной Каролине определяет это следующим образом: «Сегодня нам пришлось платить бешеную цену за нашу непоколебимую веру в «невидимую руку рынка». Скорбно осознавать, что традиционная экономическая теория - которая предполагает, что люди в состоянии всегда принимать рациональные решения и что, вообще говоря, рынки и учреждения подлежат здравой самореализации, - ложная.

Если наши предположения, касающиеся хода рыночных дел, не оправдались в сверхрациональном мире Уолл"стрит, то какой вред причинили другим учреждениям и организациям, в персональном составе которых ведь находятся ошибающиеся люди, думающие не так уж логически? (...)

Бихевиоральная экономика, относительно молодая область науки, характеризуется радикально разным взглядом на мотивы поведения людей и предприятий (...) Выросшая частично на почве экономики, частично на почве психологии, бихевиоральная экономика на практике основывается на предположении, что как бы люди не старались, у них заметны последствия познавательных ошибок.

Поэтому часто не умеют принять рационального решения (если бы сравнить нас с персонажами комиксов, к нам ближе Гомер Симпсон, чем Супермен). Бихевиоральная экономика опровергает предположения традиционной экономики, давно признанные и усвоенные студентами бизнес - школ, исследует конкретные выборы, кото" рые делают люди: - «Сколько истратить на чашку кофе? Сберечь деньги на пенсию или нет? Совершить обман, а если так, на какую сумму? Изменить диету на здоровую или выбрать здоровые сексуальные обычаи?»

Проблема заключается в том, что автор упомянутой статьи в её дальнейшей части представляет конкретные эксперименты, из которых вытекает, что современные люди руководствуются ограниченным доверием к другим, в некоторых условиях они склонны к обману, фрустрации и мщению партнерам, действующим на рынке.

Зато упомянутый автор не занимается системными переменами, происходяшими в нравственно - идейной форме современных людей глобального общества XXI века. От сигнализирования о значительности психологического фактора, влияющего на функционирование глобального рынка, всего общества, к системному анализу психологических перемен далёкий путь.

Пытаясь соединить наследие экономики и психологии, представители бихевиоральной экономики, идут по хорошему пути, но до сих пор это путь только частичного интердисциплинарного расследования этой проблемы. Он не учитывает наследия философии, особенно философской антропологии или других важных областей знаний, которые могут иметь значение в этом случае.

Поэтому невозможно сказать, что они совершили системный анализ перемен, происходящих в людях современного мира, хотя бы в рамках их ценностей и преференций по отношению к лицу и личности, которые дают ответ на вопрос, как выйти из кризиса? (Потверждает это ссылка на другой пример анализа этих явлений бихевиоральной экономикой, упомянутая в этой статье).

Уже несколько лет после вспышки мирового кризиса один из выдающихся современных экономистов, лауреат Нобелевской премии, человек мирового значения, по происхождению индус - Амартия Кумар Сен - предложил возвращение к анализу первичных источников современной экономической мысли («Газета выборча», 2009), особенно к научному творчеству Адама Смита, обращая внимание на факт, что этот классик современной экономической мысли никогда не утверждал (потом это часто ему приписывали), что рынок неудержимым способом в состоянии рационально и эффективно регулировать важные экономические процессы. Адам Смит утверждал, что влияние на ход этих процессов имеют, например, психологические явления.

Амартия Кумар Сен обращает внимание на то, что один из учеников Адама Смита (Артур Сесил Пигу) подчеркивал особенное значение психологических процессов, которые могут осложнять и изменять рациональный характер действования рыночного права.

Упомянутый А.Сен считал, что психологические явления, которые могут влиять и влияют на характер рыночного права, но не занялся подробным определением этой тенденции.

Другой известный, североамериканский ученый, экономист Джеффри Сакс («Polityka», 2009), делая анализ современного кризиса, значительно поменял свое прежнее либеральное мнение на тему доминирующей и рациональной идеи неудержимого действия рынка. Теперь он призывает к повышенному государственному интернационализму и его влиянии на экономику, подчеркивая воздействие, в широком смысле, на кризисные явления и побуждение их посредством мнений, ориентаций, настроений и стремлений современных людей.

Известный философ Джон Н. Грей (приложение «Европа», 2009) считает, что источником кризиса является всеобщая ориентация на легкие кредиты, что ведет к кредиторской задолженности, не принимая во внимание ответа на вопрос - почему так происходит.

Известный польский экономист Владислав Шиманский (2009, стр.16-39) в своей книге, посвященной современному кризису, ищет источник современного кризиса и усматривает его в «неполной глобализации», суть которой заключается, среди прочего, в том, что в прежних фазах развития капитализма господствовала некая гармония в формировании личности человека, в рамках которой рынок мотивировал к производству, нововведениям, но также к эгоизму, асоциальному поведению и стремлениям к успеху любой ценой и особенно к максимальной прибыли.

Зато народное государство побуждало к пронародному обобществлению. Среди создаваемых государством ценностей важную роль сыграло стремление в пользу такого подхода Зато в современном мире желание пользоваться, иметь, владеть любой ценой доминирует над всякими прообщественными тенденциями.

Глобальный рынок усиливает сегодня в исторически сравнительной степени упомянутые желания, а роль государства в процессе обобществления человека значительно уменьшается. Поэтому так называемые «демоны» рынка - его главные свойства - эффективно уничтожают прообщественные действия во всеобщем и глобальном масштабах.

Все цитированные учёные очень значительные в современном мире, а также многие другие исследователи замечают, что к современному кризису нельзя относиться только по финансовым или даже общеэкономическим категориям, надо учитывать, что на его ход оказывают влияние также психологические явления.

Однако выступают также проблемы, связанные с более подробным определением характера этих явлений. Способствует тому, например, научное наследие ведущего современного психолога Филиппа Зимбардо, который делит всех людей на тех, которые ориентированы на прошлое, настоящее или будущее. Узким, даже ошибочным, способом пытается определить эти проблемы американская современная бихевиоральная экономика, которая считает современные психологические явления якобы озверевшими - значит, приписывает нам черты сожителей нашей планеты, в которых нас даже сложно подозревать (Акерлоф, 2009).

Определяя упомянутые психологические перемены как мнимое озверение современных людей, упомянутые авторы преуменьшают их специфический человеческий характер и «человеческий» генезис, созданный из структурной эволюции (по образу и подобию) современных людей.

Таким образом, они получают наши оригинальные, отрицательные черты вследствие воздействия «демонов» современного глобального рынка на бедных зверьков, которые даже на «чуть - чуть» не характеризуются так отрицательными чертами и свойствами (вдобавок усиливающимися), какими характеризуются люди. Не нужно также искать помощи в поиске эффективной терапии против усиливающегося воздействия «демонов» рынка на современных людей, если мы бы искали ее у известного польского педагога (Квечинский, 2008, стр.14), который, манипулируя традицией польской педагогической мысли, особенно творчеством Богдана Наврочинского, односторонне провозглашает лозунг: чем менее сознательного воспитания, тем лучше.

Это тем более странно, что именно Богдан Наврочинский был в межвоенный период (1918-39) создателем идей государственно - творческого воспитания. Именно он пропагандировал развитое народное воспитание, которое критически относилось к разновидностям псевдовоспитания, присутствующего в этой области образования в массовом масштабе.

Суммируя, надо сказать, что отсутствие интердисциплинарного анализа последнего глобального кризиса, диспропорции исследовательского наследия экономики, психологии и, особенно, педагогики в этой области просто делают невозможнымтщательный анализ кризисных явлений и распознание перспектив кризиса в следующих десятилетиях. Это ложится тенью на управление современным кризисом.

 

2. Важное дополнение диагноза является основой эффективной терапии

Чтобы поставить диагноз личных и личностных основ современного кризиса, как важных движущих сил его развития, возникает необходимость сослаться на наследие выдающегося в этой области, уже умершего психолога профессора Владимира Шевчука (2002, стр. 24-52) - многолетнего директора Института психологии Ягеллонского университета в Кракове.

Для этого следует учесть его концепцию, в которой он разделил понятия «лицо» и «личность». Согласно Шевчуку, каждый человек достоин уважения как самобытная и неповторяемая ценность. Однако в нашем огромном, глобальном человеческом обществе только некоторые лица стремятся к личности.

Личность человека - это своего рода человеческий феномен, который обладает развитым самосознанием относительно себя, окружающего мира и людей - друзей и знакомых. Имеет целесообразно сформированное мировоззрение - то есть общее изображение окружающего его мира и самой истины современного человека.

Обладает осознанно разработанной программой и планом жизни и характером, которые Шевчук понимал как психические свойства, позволяющие ему с большой детерминацией познакомиться с миром и окружающими человека людьми, сознательно формировать свое мировоззрение, разрабатывать программу и план жизни и эффективно его осуществлять.

Взгляды В. Шевчука на личность - кроме их большого значения хотя бы для анализа психологических явлений, возникающих в современном, глобальном мире, - имели узкий психологический характер.

Принимая во внимание подходы В. Шевчука, по нашему мнению, нужно расширить перечень предложенных им показателей такими факторами, как: минимум обобществления данного человека и фактическая глубокая интернализация таких ценностей, как товарищество, дружба, любовь.

Последнее свойство касается не только любви родителей к детям, но также любви детей к родителям, мужа к жене, жены к мужу и развитое эмоциональное отношение к отдельным,значительным человеческим сообществам, с особым учетом собственного народного сообщества.

Иначе говоря, я определяю желательную личность как явление, феномен, который строго противоречит тем свойствам человека, которые в настоящее время эффективно формируются потребительским обществом путем массового воздействия «демонов» рынка на современные лица и личности.

Упомянутый рынок влияет в значительной степени на молодых людей. Огромную роль в этом процессе сыграют факторы, которые профессор Владислав Шиманский называет современным «наркотиком» - это телевидение, радио, Интернет, «жёлтая» пресса.

Сцепление воздействия рынка, его «демонов» и упомянутых «наркотиков» господствует в большинстве стран, где доминирует обобществляющее воздействие государства, школы, армии и всех остальных факторов, которые в капитализме ранних фаз развития создали некое равновесие между воздействием упомянутых «демонов», ведущих к потребительскому обществу, и факторами, обобществляющими человека.

В такой ситуации лозунг «чем меньше воспитания, тем лучше» можно считать как интеллектуальную аберрацию важных представителей отдельных научных кругов, исторической задачей которых должно быть усиленное воздействие на новую, создаваемую систему управления процессами эффективного развития обобществления современных людей и продолжение исторических, разработанных человечеством, а раньше представленных фундаментальных ценностей.

 

3. Неравномерное воздействие

Безусловно, воздействие на современное общество идеологии потребительского общества и «демонов» глобального рынка сформировало настоящую ситуацию в общей эволюции людей в современном мире разнообразным способом.

Парадоксально, как все - таки эти «демоны» проникли глубже всех в общества Северной Америки и Великобритании. Относительно американцев это практически непонятно, просто иррационально. Это государство считает себя неоспоримой метрополией современного мира (особенно после победы над СССР).

Американцы чувствуют, что их государство управляет современным миром, что оно является, по их мнению, сверхвластью мира и его жандармом. Это основа их гордости за свою страну.

В США базируется большинство крупных, транснациональных предприятий, роль которых в современном мире огромна. Именно они наиболее эффективно подрывают значение, престиж и фактическую роль многих капиталистических государств.

В такой ситуации государства, которые были недавно основным фактором обобществления людей во всем мире, были эффективным элементом противодействия развитому воздействию «демонов» каждого рынка, перестают играть свою роль.

Американцы гордятся своими цивилизационными и научными успехами, своим стандартом жизни, своей демократией, своей всеобщей доминацией. Однако, на протяжении последних лет, они пережили массовую качественную эволюцию - от развитого потребительского аскетизма и наибольшего обобществления к потребительскому разгулу.

От всеобщих сбережений - к трате денег в огромном масштабе на потребительские товары и, что стоит подчеркнуть, главным образом из легко предоставленных кредитов, которые часто противоречат прибыльным и платежеспособным возможностям семей и отдельных лиц.

Произошла всеобщая эволюция от развитого обобществления ко всеобщему господству эгоистических отношений. Прежний призыв президента Кеннеди к тому, чтобы американцы скорее думали о том, что могут сделать для своей родины, чем о том, что она может сделать для них, сегодня является реликтом прежней, давней, уже забытой традиции.

Это касается особенно американских финансовых элит (Бугл, 2009), но в значительной степени также всего американского народа. Например, США показывают, как легко ввести эти «демоны» рынка в жизнь и как они могут овладеть, стихийно или по плану, отдельными личностями и большинством людей.

Поэтому нужно сформировать совсем другую иерархию ценностей, нравы. Предполагается узнать, что такого рода изменения лучше назвать побочным следствием, например стремлений к максимальной прибыли данных управляющих элит, чем предотвратить их массовое функционирование и вернуть гармонию фактического обобществления и сосредоточивания на собственных, краткосрочных, индивидуальных, в основном материальных, целях.

Упомянутые изменения у большинства американцев будут, наверно, определять продолжительность современного глобального кризиса и уменьшающуюся роль США в мире. Нет простых рецептов, как затормозить или предотвратить функционирование и усиление действенных факторов развития ассоциальных отношений.

 

4. Китай решит

Современное глобальное общество, вкотором так эффективно обеспечено массовое функционирование и воздействие «демонов» рынка, привело к неравномерному воздействию их на человечество.

Наиболее эффективное оно проявилось в США и Великобритании, а также в других странах Западной Европы. По - моему, меньше в Германии, больше в Италии и во Франции.

Они оказывают свое воздействие также на современный Китай, проникают туда глубоко.  Главным образом посредством Интернета, потому что телевидение контролируется китайскими властями которые сохраняют в нем своего рода монополию. Благодаря этому, ограничивают идеологию потребительского общества.

Власти обеспечили также доминирующую роль китайского капитала в банках и других финансовых организациях, которые ведут деятельность на территории Китая.

Это в значительной степени ограничивает воздействие упомянутого рынка и его «демонов». Однако, нельзя преуменьшать воздействие потребительского общества на китайцев, особенно учитывая «новых китайцев» и молодых людей.

Поэтому в Китае наблюдается столкновение двух течений - сильной прообщественной ориентации, мотивирующей свыше миллиарда граждан развивающегося государства, и усиливающегося воздействия потребительского общества, которые функционируют на территории Китая в связи с выходом Китая на глобальный рынок.

Ситуация в этой стране особенно сложная. Китай - это страна с тысячелетней традицией, согласно которой народ и благо - это совместные, доминирующие ценности, важнее индивидуального блага, и поэтому не могут являться легкой целью потребительского общества.

Перерождающийся конфуцианизм тоже способствует расцвету прообщественных ориентаций (Ванг Дейоу, 2008). На протяжении последних тридцати лет китайцы достигли огромного беспрецедентного успеха (особенно экономического), обеспечивая ежегодно в течение 30 - и лет 10% роста ВВП. КНР стала первой экспортной державой и второй по уровню производства.

Стоит упомянуть, что Китай, после веков огромного цивилизационного расцвета, переживал пять веков отсталости и стагнации. Но последние годы гигантского развития дали китайцам основания гордиться своим государством.

Это единственное государство в современном мире, в котором в последние деятилетия роль в обобществлении граждан не была нарушена воздействием глобального рынка, а даже увеличена во много раз.

Китайцы, кажется, единственная нация современного мира, которая, находясь под угрозой воздействия потребительского общества, способна удержать всеобщие, доминирующие прообщественные отношения, которые, в свою очередь, стоят выше отношений индивидуального эгоизма и всеобщих асоциальных отношений.

Это будет решающим фактором успеха Китая в мирном соревновании с современной Северной Америкой. Фактор личности решает и будет решать в будущем положение отдельных народов и всего человечества.

 

5. Шансы и перспективы дальнейшего развития

Современное человечество находится на историческом повороте. Эволюция современных людей в пределах все более доминирующего потребительского общества является самой серьезной угрозой для всей цивилизации.

Все находятся под её влиянием, однако не все одинаково. Касается она также современного Китая, так как никто не может чуствовать себя свободным от этого рода угрозы. Единым решением этой проблемы является возвращение к гармоничному воздействию факторов, обобществляющих человека и мотивирующих его стремление к успеху. Они часто связаны с эффективным воздействием «демонов» рынка, которые являются причиной одностороннего стремления к успеху любой ценой, расцвета гедонизма и всеобщего пренебрежения гуманистическими ценностями.

Чтобы отказаться от преференций личного и личностного развития людей глобального общества XXI века, надо построить новый, общественноэкономический порядок глобального мира XXI века. Для этого надо создать мировой парламент и мировое правительство.

Эти учреждения должны помочь восстановить обобществаляющую функцию национальных государств, национальных школ, армий, телевидения и др. Но эти органы должны также определить пределы деятельности транснациональных организаций, ограничить создание ими «демонов» рынка.

Им необходимо создать сверхнародное телевидение, особенно с целью образования, которое не будет сосредоточено на получении максимальной прибыли, а пропагандировать гуманистический образ жизни и такое же поведение современного человека.

Это должно стать основой для строгого интелектуального соперничества представителей гуманизма с представителями потребительского общества, укоторых до сих пор монополия на телевидение и другие средства массовой информации, которые служат исключительно им и осуществляют их стремления и идеологию.

Такой парламент и такое правительство должны предпочитать научные исследования для создания альтернативной идеи развития человека, непосредственно целей новой цивилизации.

Только при таких условиях возможно успешное развитие общества в XXI веке - уберечься от глобального крушения. Иначе говоря, возвращение к гуманистическим ценностям, разработанных в ходе эволюции человечества, требуют нового управления процессами дальнейшего развития современного человечества. Без создания мирового парламента и мирового правительства это невозможно.



Номер сторінки у виданні: 22

Повернутися до списку новин