Український науковий журнал

ОСВІТА РЕГІОНУ

ПОЛІТОЛОГІЯ ПСИХОЛОГІЯ КОМУНІКАЦІЇ

Університет "Україна"
Всеукраїнська асоціація політичних наук (ВАПН)

РОЗВИТОК МОРАЛЬНОЇ СКЛАДОВОЇ ПРИ ФОРМУВАННІ МАЙБУТНЬОГО СПЕЦІАЛІСТА ПРОВІЗОРА - КОСМЕТОЛОГА





                 Тамара Заричная, кандидат фарм. наук, старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации Запорожского государственного медицинского университета (УЭФ ЗГМУ)

                  Наталья Червоненко, кандидат фарм. наук, доцент кафедры УЭФ ЗГМУ

                 Наталья Ткаченко, кандидат фарм. наук, доцент кафедры УЭФ ЗГМУ

                 УДК 615.15 - 057.85:687.55]:174

 

Розглянуто зміст дисципліни «Етико-правові норми у галузі» для провізорів-косметологів, вивчення якої сприяє підвищенню морального рівня студентів.

                Ключові слова: мораль, етика, деонтологія, професійна мораль, етичні кодекси, корпоративна культура.

 

Рассмотрено содержания дисциплины «Этико-правовые нормы в отрасли» для провизоров-косметологов, изучение которой способствует повышению нравственного уровня студентов.

      Ключевые слова: мораль, этика, деонтология, профессиональная мораль, этические кодексы, корпоративная культура.

 

The content of the discipline «Ethical and legal norms in branch» for pharmacists"cosmetologist is examined. The study of this discipline contributes to the moral level of the students.

                 Key words: morality, ethics, deontology, professional ethics, codes of ethics, corporate culture.

 

Построение развитого государства европейского уровня требует повышения самосознательности и общего образования граждан. Поэтому сегодня перед обществом стоит вопрос надлежащего воспитания молодого поколения.

Основной груз решения проблемы лежит на учреждениях образования, в частности на высших учебных заведениях.

Из них должна выходить зрелая, сознательная молодежь, которая понимает свое место в стране и стремится занять достойную позицию в мировом сообществе. Молодые люди должны быть готовы к труду и жизни в новых условиях хозяйствования, к профессиональной деятельности во внешних современных рыночных условиях.

В становлении молодого специалиста большую роль играют не только специальные знания, получаемые при изучении ряда дисциплин в высшем учебном заведении, но и развитие его нравственных качеств, которые формируются на каждом жизненном этапе, начиная с раннего возраста.

Это актуально для таких профессий, как юрист, педагог и, особенно, врач и провизор. Особое нравственное становление таких специалистов обусловлено постоянными взаимоотношениями с людьми, которые нуждаются в поддержке, сочувствии, сострадании и помощи.

От решения этических вопросов в медицине в значительной мере зависят духовное и физическое здоровье населения, настроение людей, морально-психологический климат в обществе, влияющий, в итоге, на производительность труда.

Формирование провизора-специалиста в определенный возрастной период. Возраст 18-25 лет - это период наибольшего развития моральных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что немало важно, овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека.

В последние годы вопросами фармацевтической этики и деонтологии занимались отечественные ученые фармацевтического факультета Запорожского государственного медицинского университета [1, 2, 3], Национального фармацевтического университета [4], Львовского национального медицинского университета им. Д. Галицкого [5] и др [6,7].

Профессиональная подготовка современного провизора предусматривает изучение, вместе с основными (базовыми) предметами и специфических, которые направлены на глубокое понимание важности и необходимости профессии, роли самого специалиста в обществе. Таким предметом, на наш взгляд, должна быть «Этико - правовые нормы деятельности в отрасли».

Данная работа посвящена раскрытию сущности и места дисциплины «Этико-правовые нормы деятельности в отрасли» в формировании нравственности у студентов специальности «Технология парфюмерно-косметических средств».

Данную дисциплину студенты изучают с помощью различных форм обучения: лекции, практические занятия, семинары, самостоятельная работа студентов с консультацией преподавателя, научно-исследовательская работа студентов, производственная практика. Все эти формы - это способы управления познавательной деятельностью для решения поставленных задач.

Так, провизоры-косметологи на занятиях по данной дисциплине знакомятся с такими понятиями, как мораль, этика, деонтология, профессиональная мораль в сфере фармации и косметологии. Акцент делается на значимости в самой системе моральных ценностей особого места профессиональной морали, которая отражает всю специфику профессиональных отношений. Общие закономерности возникновения и развития профессиональных взаимоотношений с их отображением в морали способствуют пониманию содержания фармацевтической этики. Больной, обращаясь к провизору, становится объектом его профессионального влияния. Поэтому будущему специалисту нужно уяснить и запомнить, что человек не только очень сложный, но и самый ценный объект влияния и что он является личностью [8].

Доверяясь провизору, больной ожидает он него проявления наивысших моральных качеств и, прежде всего, ответственности и способности к состраданию. Наличие этих качеств является моральной гарантией и основой для

доверия, авторитета. Пример выдающихся врачей (Агапита Киево-Печерского, Данила Самойловича, Степана Руданского, Антона Чехова, Теофила Яновского и др.) показывает, что при общении с больным как врач, так и провизор обязаны сконцентрировать на нем свое внимание. При этом необходимо, подчинив разум,

волю, знания и опыт, направить их на дело по сохранению жизни, облегчения страданий, улучшения здоровья больного.

Помимо понятий профессиональной морали и этики, студенты на занятии знакомятся еще с одним разделом этики-деонтологией. Деонтология - наука о долге, в которой рассматриваются проблемы должного как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости [4].

В рамках рассмотрения основ фармацевтической деонтологии студенты изучают нормы поведения провизора, направленные на максимальное повышение эффективности лекарственной терапии и создание благоприятного климата во взаимоотношениях с больным, врачом, коллегами по работе.

Изучив теорию, будущие специалисты разбирают ситуационные задачи, в которых представлены примеры взаимоотношений провизора с больным, врачом, коллегами.                                                                                                             Предложенные к рассмотрению задачи позволяют осознать, что соблюдение гуманности в медицинском обслуживании является своего рода искусством побеждать болезнь не только лекарством, но и словом (на это указывал основоположник отечественной терапии профессор М. Я. Мудров). При этом, важным являются внешний вид провизора (включая одежду уставленной формы), манера двигаться и говорить, тон, интонация, умение слушать.

 

Будущие специалисты на занятиях учатся вести беседу с больным, учитывая определенные правила:

• беседа ведется в форме короткого диалога;

• употребляют только те слова, которые убедят больного в эффективности лечения;

• говорить необходимо по существу, не навязывая своего мнения;

• с больным не спорить, при этом быть доброжелательным, проявляя внимание и участие.

Провизор-косметолог имеет возможность работать не только в аптеке, но и в салоне красоты [9, 10]. Поэтому общаться с клиентами необходимо, обратить внимание, что каждый клиент - индивидуальность с характерными только для него качествами, личностными особенностями и потребностями. Умение учитывать особенности и потребности каждого клиента, в конечном счете, оборачивается либо устойчивой клиентурой, либо потерей клиента.

Для лучшего понимания психологических особенностей клиента для установления с ним эффективных взаимоотношений, студентам предлагается ознакомиться с различными типологиями людей (автономный клиент, экспансивный клиент, дружественный клиент, нерешительный клиент). Затем будущие специалисты определив тип клиента, разбирают ситуационные задачи, и моделируют свое поведение в конкретной ситуации.

На занятиях подчеркивается, что основным элементом фармацевтической этики и деонтологии являются нравственные правила, регулирующие взаимоотношения провизоров и врачей, которые строятся на основе взаимопонимания и взаимоуважения, поддержания авторитета друг друга в глазах больного. Кроме того, эти взаимоотношения должны быть дружественными и деловыми, в форме сотрудничества и взаимопомощи.

В настоящее время широко используется практика медицинского представительства. В связи с этим студенты изучают этические аспекты взаимоотношений провизоров и медицинских представителей.

Особенность этих взаимоотношений заключается в том, что медицинские представители непосредственно работают с аптечными работниками и являются одними из основных источников информации о лекарственных препаратах конкретной компании. При этом, эффективность взаимоотношений между провизорами и медицинскими представителями определяется не только взаимной экономической заинтересованностью, но и складывающимися отношениями этического характера. Обращается внимание на то, что при установлении доверительных отношений не допускаются ложные обещания, предоставление недостоверной информации. Руководствуясь этическими нормами медицинский представитель должен заранее по телефону сообщить о времени и цели своего визита, а провизор, в свою очередь, дав согласие на встречу, не должен избегать ее или переносить на другое время. С другой стороны, медицинский представитель, стараясь сформировать положительное отношение к фирме и ее продукции, не должен использовать такие несовместимые с этикой приемы, как умаление достоинств лекарственных препаратов фирм-конкурентов, рекламирование эффективных препаратов, предоставление подарков, сувениров и другие формы материального стимулирования потенциальных клиентов. Провизоры не должны принимать презенты и поощрять медицинских представителей к их использованию при налаживанию партнерских отношений.

Также обращается внимание будущих специалистов на то, что успех работы в любом фармацевтическом учреждении во многом зависит от взаимоотношений между коллегами. В коллективе формируются не только профессиональные навыки, умение и мастерство, но и нравственные качества провизора как личности. И от каждого сотрудника зависит состояние микроклимата в коллективе, который должен содействовать взаимопониманию, взаимоуважению сотрудников, доверию друг к другу, возможности каждому качественно исполнять свои функциональные обязанности.

Так как в области медицины и фармации этика отношений между специалистами и пациентами, как и остальными субъектами, имеет множество особенностей, важно регулировать отношения людей в коллективе. Это может быть достигнуто использованием кодексов: как профессиональных, так и корпоративных. Студенты, будучи потенциальными руководителями, должны уметь создавать благоприятный микроклимат в коллективе, используя различные способы и методы, включая кодексы.

О видах, целях создания, принципах структурах кодекса студенты узнают при изучении дисциплины.

Особое внимание будущих специалистов обращается на то, что профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества в сложных этических ситуациях. Формируя доверие к представителям данной профессии, этический кодекс отражает морально - нравственные принципы, обязательства, ценности поведения при оказании квалифицированной, доступной, своевременной фармацевтической помощи, разъясняет фармацевтам

их этические обязанности, служит в качестве «инструмента для самооценки».

Студентам предлагается разработать проект этического кодекса, взяв за основу модель кодекса для национальных обществ фармацевтов различных стран, разработанную Международной организацией фармацевтов с учетом принципов различных этических кодексов фармацевта («Code of Professional Conduct», PSA, «Этический кодекс российского фармацевта», Этический кодекс фармацевтического работника Украины и др.).

В рамках изучения предмета «Этико-правовые нормы деятельности в отрасли» студенты знакомятся с понятием «Корпоративная культура» - стилем общения, общими ценностями, привычками, традициями, то есть внутренней атмосферой, существующей в любом производтвенном коллективе.

Во многом состояние корпоративной культуры зависит от уровня образования, квалификации и внутренней культуры персонала. Лекционный материал по данной теме дисциплины позволяет студентам понять, что формирование корпоративной культуры происходит на протяжении всего развития деятельности предприятия.

В настоящее время прослеживается положительная тенденция руководителей коллектива в понимании необходимости формализации культуры. Этот процесс сводится к созданию пакета документов, где излагаются нормы поведения сотрудников коллектива.

В ходе изучения предмета студенты знакомятся с этапами формирования корпоративной культуры:

• формирование руководителем основных ценностей организации (I этап);

• обсуждение, согласование сформулированных правил с сотрудниками (II этап)

• основными принципами создания так называемого Кодекса внутреннего поведения - документа, включающего в себя прописанные нормы поведения сотрудников, которые необходимы для эффективного взаимодействия на всех этапах построения отношений с посетителями аптеки (салона красоты).

Впоследствии будущие специалисты по предложенным регламентирующим стандартам: запись посетителя на услугу, встреча нового посетителя, встреча постоянного посетителя, внешний вид сотрудника, запрещенные темы в салоне разрабатывают Кодекс внутреннего поведения, который позволит сделать работу сотрудников стандартизированной и узнаваемой, создаст обстановку взаимопонимания, доброжелательности, взаимовыручки в коллективе.

Студенты самостоятельно определяют те признаки, по которым можно судить о социальной ответственности фармацевтического предприятия, после чего обмениваются мнениями. Преподаватель, для сравнения, предоставляет информацию об уже принятых в обществе критериях социальной ответственности фармацевтических предприятий.

Выводы.

Раскрыта сущность и место дисциплины «Этико-правовые нормы деятельности в отрасли» в формировании нравственности у студентов специальности «Технология парфюмерно - косметических средств». Рациональность изучения вышеуказанной дисциплины после прохождения производственной практики провизорами-косметолами на 5 курсе подтверждается опытом преподавания ее течении четырех лет. Накопленный опыт дает возможность внести коррективы в учебные планы специальности «Фармация», а именно - перенос изучения дисциплины с третьего курса обучения на пятый.



Номер сторінки у виданні: 421

Повернутися до списку новин