Український науковий журнал

ОСВІТА РЕГІОНУ

ПОЛІТОЛОГІЯ ПСИХОЛОГІЯ КОМУНІКАЦІЇ

Університет "Україна"
Всеукраїнська асоціація політичних наук (ВАПН)

Анализ социально - психологических компонентов виктимизации личности инвалида в профессионально - образовательной среде





 

Екатерина Фоминых, аспирант кафедры специальной психологи Оренбургского государственного педагогического университета

УДК 195.9 (075)

 

В статье приведены анализ социально-психологических компонентов виктимизации личности студента-инвалида. Раскрывается специфика инвалидности как феномена социально-психологического неблагополучия. Характеризуются факторы и условия социально - педагогической виктимизации в современной профессионально-образовательной среде. 

Ключевые слова: віктимність, віктимізація, інвалідність, інвалід.   

 

У статті наводиться аналіз соціально-психологічних компонентів віктимізації особистості студента-інваліда. Розкривається специфіка інвалідності як феномену, соціально-психологічного неблагополуччя. Характеризуються чинники й умови соціально-педагогічної віктимізації в сучасній професійно-освітньому середовищі.

Ключові слова: виктимность, виктимизация, инвалидность, инвалид.          

 

In article the analysis of socially-psychological components victimization persons of the student-invalid is carried out. Specificity of physical inability as phenomenon of socially-psychological trouble reveals. Factors and conditions socially-pedagogical victimization in the modern is professional-educational environment are characterised.

Key words: victimity, victimization, invalidity, invalid.           

 

Движущими силами развития современного общества являются знания, образование, полнота человеческой жизни, духовность и нравственность. Приоритеты сегодня отдаются не экономической составляющей, а потенциалу личности, развитости ее жизненных сил (М. Б. Лига, 2006). Значительно усиливается роль образования в процессе социализации личности, формировании ценностных ориентаций, мировоззрения, духовных и культурных потребностей, способов поведения.

Образование, социализируя личность, развивая ее креативность, коммуникативные способности, социальную компетентность, толерантность, в то же время выступает фактором виктимизации, способствующим превращению человека в жертву негативных социальных процессов и явлений. Наиболее острой эта проблема является для лиц, испытывающих ограничения в физическом, эмоциональном, психическом, культурном, социальном развитии и самореализации, то есть для инвалидов.

Цель нашего исследования заключается в анализе социально-психологических компонентов виктимизации личности студентов-инвалидов.    Первые виктимологические разработки относятся к концу 1940-х годов и принадлежат Б. Мендельсону («Общая виктимология», 1975), Г. Гентингу («Преступник и его жертва», 1948) и др. Основоположниками российской виктимологии принято считать Л. В. Франка и Д. В. Ривмана, впервые исследовавших важные аспекты личности жертвы преступления и ее роли в механизме преступного поведения. Развитию отечественной виктимологии способствовали В. Я. Рыбальская, В. И. Полубинский, Г. И. Чечель, А. Л. Репецкая, Т. В. Варчук, К. В. Вишневецкий, С. Г. Войтенко, В. О. Туляков, В. И. Задорожный, Е. В. Руденский, А. В. Мудрик, О. О. Андронникова и др.

Среди работ, посвященных виктимологической проблематике, можно отметить следующие: «Психологические факторы возникновения виктимного поведения» (О. О. Андронникова, 2005), «Общая характеристика виктимологической политики в современных условиях» (В. А. Туляков, 2000), «Психологические аспекты виктимности жертв преступлений» (Е. Г. Самовичев, 2004) и др.

На сегодняшний день в научной литературе сложилось несколько точек зрения относительно специфики процесса виктимизации. По мнению Е. В. Руденского (2004), виктимизация формирующейся личности возникает в современной России как результат несоответствия концепции образования и социализации личности в институтах образования реальностям общественного развития, трансформации социокультурной системы общества.

О. О. Андронникова (2007) связывает процесс виктимизации с общественными изменениями, которые лишают общество такой характеристики, как безопасность. Отсутствие безопасности в образовательной среде вуза трансформирует педагогическое общение в механизм социально-педагогической виктимизации, деформации личности студента в направлении ее виктимизации.

Согласно концепции социально-педагогической виктимологии (А. В. Мудрик, 2007), в любом обществе существует ряд категорий населения, являющихся реальными или потенциальными жертвами социализации из-за условий их развития и жизни. Это инвалиды (кроме не обладающих юридической дееспособностью); дети-сироты; дети, лишённые попечения родителей; ставшие в силу обстоятельств безнадзорными и беспризорными; дети из неблагополучных семей с низким экономическим уровнем, аморальной или криминогенной атмосферой и др.

Реализация процесса виктимизации обусловлена взаимодействием:

- факторов виктимизации как совокупности обстоятельств в жизни людей и общества, детерминирующих процесс превращения данной личности в жертву либо тем или иным образом способствующих и содействующих реализации этого процесса;

- условий виктимизации - разнообразных явлений объективного и субъективного характера, наращивающих степень виктимности и существенно облегчающих возможность возникновения конфликтов, нагнетающих эскалацию виктимогенной ситуации.

В основе процесса виктимизации лежит социально-психологический механизм - система элементов и этапов изменения степени виктимности индивида вследствие взаимодействия внешних и внутренних факторов. Социальная (внешняя) составляющая данного механизма представлена комплексом условий, существующих в обществе и обладающих виктимогенным потенциалом (политические, социально-экономические, культурно-информационные процессы и явления), а психологическая (внутренняя) - системой психических процессов, формирующих виктимную мотивацию поведения [1, с. 45].

По мнению Т. В. Варчук, К. В. Вишневецкого (2009), одним из наиболее существенных факторов виктимизации выступает десоциализация личности в результате негативных социальных процессов и явлений, проявляющаяся на уровне самосознания, на уровне интериоризации и воспроизводства установок на общенациональные ценности и идеалы нравственно правового характера, на уровне адаптивно-деятельностной ориентации. Наибольшие трудности адаптации к социальному пространству государства и к специфическим следствиям глобализационных процессов испытывают социально незащищенные слои населения. Стремление выйти за пределы этих высоковиктимных статусов и групп определяет значимость информационной составляющей в процессе социализации и ценность образования.

Поэтому социальный компонент виктимности студента-инвалида обусловлен недоступностью социальных услуг, необходимых для нормального социального становления личности, сохранения и достижения ею соответствующего социального статуса, жизненного самоопределения и продуктивного развития. Отнесение студентов-инвалидов к числу социально уязвимых категорий обусловлено:

1. Возрастным критерием, так как молодежь, наряду с детьми и пожилыми людьми, имеет ограничения в определении жизненно важных ресурсов и возможностей их самостоятельного удовлетворения. Уязвимость молодежи выражается, во-первых, в отсутствии своего собственного социального положения, определении социального статуса за счет социального положения родителей либо сферы будущей профессиональной деятельности; во-вторых, в принадлежности к различным структурам общества, в степени включенности в модели социально одобряемого поведения; в-третьих, в понимании молодежи не как саморазвивающейся системы, а как части общества, включенной во все связи и отношения и отражающей комплекс противоречий, связанный с реализацией присущих ей общественных функций (воспроизводственной, трансляционной, инновационной).

2. Соотношением реальных (наличных) и потенциальных (требуемых) ресурсов, характерных для инвалидности.

3. Социальными рисками, которые определяют промежуточное положение инвалидов как социальной группы, переходное состояние от благополучия к неблагополучию, а также несут в себе потенциал негативных изменений в определенной ситуации (материальной, правовой, физической, психологической, социальной и т.п.). Социальный риск инвалидов связан с ограниченными возможностями в самообслуживании и трудовой деятельности; с нарушение прав личности со стороны государства или конкретных граждан, от которых человек оказывается зависимым на данный момент; с политической, культурной, экономической нестабильностью общества [2, с. 50].

В период студенчества происходит существенная перестройка личности, обусловленная изменениями социальной ситуации развития, а именно поступлением в высшее учебное заведение, сознательного утверждения человека в профессиональной сфере на основе усвоения определенной системы знаний, норм, ценностей, овладения профессиональными умениями.  Это очень непростой и важный период, поскольку от правильного выбора профессии зависит будущее человека, его самореализация, удовлетворенность жизнью.

В течение студенческого возраста человек должен самостоятельно принимать и реализовывать решения, разрабатывать жизненные планы, строить собственную жизнь. В личностном развитии студента наблюдается обогащение ментального опыта, впервые масштабно рассматривается внутренний мир, индивидуальность, формируется целостный Я-образ, происходит самоопределение в жизненных и профессиональных планах.

Развитию личности студента на данном возрастном этапе присущ ряд противоречий:

1. Социально-психологических. Это противоречия между расцветом интеллектуальных и физических сил студента и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.

2. Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля. Это противоречие дидактического характера, оно может вести к неудовлетворенности студентов и преподавателей результатами учебного процесса.

3. Огромное количество информации, поступающее через различные каналы, что, с одной стороны, расширяет знания студентов, а с другой - при отсутствии достаточного времени приводит к поверхностности знаний и мышления [3, с. 235].

В период обучения в вузе, как и на каждом возрастном этапе, существуют опасности, играющие определенную виктимизирующую роль. В частности, А. В. Мудрик (2007) выделяет три группы возрастных задач, в процессе решения которых могут возникать опасности для развития личности - естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

В условиях инвалидности в процессе решения естественно-культурных задач могут возникать проблемы, связанные с укреплением здоровья, развитием своих физических задатков, познанием своего тела, принятием его и происходящих с ним изменений, усвоением полоролевого поведения, владением соответствующими нормами, этикетом, символикой и др.

Трудностями решения социально-культурных задач являются осознание и развитие своих способностей, умений, установок, ценностей; приобретение знаний, умений, которые необходимы человеку для удовлетворения собственных позитивных потребностей; овладение способами взаимодействия с людьми, развитие и коррекция необходимых установок; понимание проблем семьи, других групп членства, социума, восприимчивость к ним.

В процессе решения социально-психологических задач студенты-инвалиды могут столкнуться с проблемами, связанными с самопознанием и самопринятием; определением себя в актуальной жизни, самореализацией и самоутверждением, а также определением своих перспектив; с развитием понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим; с адаптацией к реальным условиям жизни; с установлением позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми лицами; с предотвращением, минимизацией, разрешением внутриличностных и межличностных конфликтов.

Наиболее типичным и серьезным источником опасности на данном возрастном этапе является профессионально-образовательная среда.

Среди опасностей социализации, связанных с интеграцией инвалидов в студенческую группу, можно выделить просоциальную адаптацию; использование саморазрушительных способов приспособления к коллективу; отвержение группой, ощущение одиночества и др. Воспитательным организациям свойственны специфические опасности, порождающие свой ряд проблем: конфликтность со взрослыми, агрессивность по отношению к ним; эгрессивное (избегающее) поведение по отношению к жизнедеятельности организаций; внутриличностные конфликты, порождаемые неуспехами в значимой для человека сфере жизнедеятельности; потеря ощущения самоценности, низкое самоуважение, неприятие себя, отсутствие или потеря перспектив [4, с. 178].

Определенную виктимизирующую роль в процессе получения высшего образования играют профессиональные деформации педагогов - деструкции, возникающие в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияющие на ее продуктивность и качество.

Наличие профессиональных деформаций нарушает взаимодействие между субъектами образовательного процесса, запускает механизм конфронтации, приводит к развитию позиционного конфликта, и в целом, закрепляет личность студента в виктимном статусе. Следствием этого может быть сопротивление (как внутреннее - уход от контактов, самообвинение, отрицательное отношение к себе, аутоагрессия, так и внешнее - нарушение общепринятых норм, непослушание и др.), эмоциональное напряжение, деструктивные формы выхода из психотравмирующей ситуации [5].

К числу субъективных факторов виктимизации А. В. Мудрик относил индивидуальные особенности, проявляющиеся на индивидном и личностном уровнях. На индивидном уровне процесс виктимизации обусловлен емпераментом и некоторыми другими характерологическими свойствами, генетической предрасположенностью к саморазрушительному и отклоняющемуся поведению. На личностном уровне наблюдается действие личностных характеристик, способствующих либо препятствующих виктимизации человека (степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость рефлексии и саморегуляции, ценностные ориентации и др.) [4, с. 205].

Для виктимологического анализа личности необходима характеристика его психологического потенциала - системы психологических свойств, определяющей возможность успешной жизнедеятельности индивида в разных сферах жизни. Психологический потенциал индивида включает следующие компоненты:

- общую активность (эргичность): инициативность, энергичность, общая мотивационная установка на достижения;

- векторную активность: направленность личности, стремление к достижениям в определенной сфере жизни;

- способности: сенсорные, сенсомоторные, гуманитарные и др.;

- регуляторные качества: уровень самооценки, нервно-психическая устойчивость, установки, ценностные ориентации, воля [6, с. 135].

Это в совокупности с указанными выше внутренними противоречиями, обусловливает виктимную деформацию личности.

С. К. Нартова-Бочавер (2007) необходимым условием нормального функционирования и развития личности считает психологическую (личностную) суверенность - способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанную на обобщенном опыте успешного автономного поведения, сохранности границ психологического пространства. В условиях инвалидности взаимодействие с миром оказывается дисфункциональным, фиксирующим депривационный опыт. Перенесенный опыт депривации обусловливает нарушение границ психологического пространства, которые теряют защитную функцию, снижают адаптацию и жизненную эффективность. Слабость (недоразвитость) границ приводит к неспособности человека стать ответственным и активным субъектом своей жизни в ее различных сферах: человек уязвим в отношении социальных воздействий, посягательств на его личные вещи, территорию, мировоззрение и даже тело. Это формирует жертвенную позицию личности, повышает виктимизацию.

Указанные специфические особенности в генезе индивидуальной виктимности студентаинвалида обусловливают необходимость определения его личностных ресурсов преодоления трудностей, а также разработки программы специального психологического сопровождения в процессе обучения в целях укрепления, развития и адекватной реализации этих ресурсов.

Позволим себе, исходя из сказанного, сформулировать следующий ряд выводов:

1. Феномен социально-педагогической виктимизации является следствием действия негативных факторов и условий социализации личности, связанных с несоответствием возможностей инвалида требованиям профессионально-образовательной среды, отсутствием безопасности, трудностями адаптации в силу низкой или деформированной развитости жизненных сил, нарушением суверенности.

2. В основе процесса виктимизации лежит совокупность социального (политические, социально-экономические, культурно-информационные процессы и явления) и психологического (системой психических процессов, формируюих виктимную мотивацию поведения) компонентов.

3. Повышенный риск виктимизации инвалидов связан с ростом социальной незащищенности данной социальной категории, потерей социальных ориентиров, маргинализацией, низким уровнем качества жизни.



Номер сторінки у виданні: 438

Повернутися до списку новин